Jaguar
PDF Печать E-mail
Jaguar Сайт представительства в России
http://www.jaguar.ru

 

Jaguar: дикие эмоции

Jagaur- производитель автомобилей класса люкс. До 2008 г. находился под контролем Ford Motors, в настоящее время входит в состав индийского концерна Tata Motors. Штаб-квартира расположена в городе Ковентри (Великобритания).

История компании Jaguar это, прежде всего, жизненный путь талантливого человека, который создал одно из самых громких имен в мировом автопроме, компанию, известную своим высококачественными, технологичными и изящными автомобилями. В 2009 г. Forbes внес Jaguar XK 120 в список десяти самых важных и примечательных автомобилей в истории мирового автомобилестроения.

 

Ягуар в железном кузове

История компании началась в 1922 г. в английском городе Блэкпул, где молодой мотоциклист Билл Лайенс и его компаньон, сборщик мотоциклетных колясок Уильям Уолмсли основали компанию Swallow Sidecar. Производство фирмы было сосредоточено на выпуске алюминиевых мотоциклетных колясок, которые отличались особой привлекательностью форм и очень быстро стали широко востребованными.

В 1926 г. компания начала работать над созданием автомобильного кузова для двухместной спортивной модели Austin Seven.


Austin Seven стал отправной точкой в развитии компании. Руководство Swallow Sidecar получило заказ на производство 500 кузовов для этой модели, после чего фирма была переименована в Swallow Sidecar and Coachbuilding Co, а также переехала в центр британского автомобилестроения, в город Ковентри

В 1929 г. на автосалоне в Лондоне компания Билла Лайенса представила несколько новых кузовов для автомобилей FIAT Tipo509 A, Swift Ten, Standard Big Nie. Однако фирма не ограничивалась производством одних только кузовов. Уже в 1931 г. на лондонской автовыставке были представлены первые автомобили компании Лайенса, модели SS-I и SS- II. Через два года фирма была в очередной раз переименована в SS Cars Ltd.


Серия SS была оборудована 4-и 6-тицилиндровыми моторами, базировалась на специальном шасси и отличалась низкой посадкой кузова, длинным капотом и весьма доступной стоимостью

В 1934 г. на работу в компанию пришел один из ведущих конструкторов двигателей Гарри Уэслэйк, который принял пост главного инженера фирмы SS Cars. Результатом такого сотрудничества стал выпушенный в 1934 г. автомобиль SS-I Airline. Вскоре был налажен и выпуск моделей под новой маркой Jaguar, который сам Лайенс позиционировал как авто со спортивным характером и изящным внешним видом.


SS Jaguar 100 1937 г. в первый автомобиль, который был выпушен под «кошачьим» именем. Модель продавалась по весьма низкой стоимости (395 фунтов), имела эффективные тормозные механизмы и 2,5 — литровые производительные моторы. Аббревиатура SS ушла из названия автомобиля с началом Второй мировой войны так как вызывала у покупателей негативные ассоциации.


С тех самых и стало использоваться название Jaguar, а также логотип в виде изображения этого животного. История возникновения такого названия связана с рекламным агентством Nelson, которому Лайенс поручил подготовить список имен для нового спортивного авто. В этом списке среди других прочих названий животных значился и ягуар.

 

Быстрый бег кошачьих авто

В период Второй мировой войны компания Лайенса прекратила выпуск автомобилей, а сосредоточилась на производстве авиационных двигателей. В первые послевоенные годы компания SS Cars Ltd. была переименована в Jaguar Cars Ltd. Кстати, вскоре после окончания войны модели Jaguar начали отравлять на экспорт, а потому стали оборудовать левым рулем. Первым новым послевоенным автомобилем марки стал представленный в 1948 г. седан Mark V, а затем и модель XK120.


Jaguar XK120 стал настоящим триумфом компании. На тот период это был самый быстрый в мире серийный автомобиль, который разгонялся до скорости в 120 миль/ч (193 км/ч).

В 1950 г. Jaguar представил Mark VII, пятиместный автомобиль, оборудованный двигателем модели XK120. Mark VII предназначался для продаж на североамериканском рынке, где он в первые месяцы был продан в большом количестве, на сумму более 30 млн. долларов.

Уже в 1954 г. компания Jaguar открыла свое представительство в США, для оптимизации поставок на североамериканский рынок. В том же году была представлена модель XK140 с новым 192-сильным мотором, которая пришла на смену Jaguar XK120.


В 1955 г. вышел первый компактный автомобиль марки Jaguar, названный «2.4» (по объему его мотора). Модель находилась в производстве около 10-ти лет, подвергалась многочисленным модернизациям и стала известна также под именем Mk2

Во второй половине 50-ых годов компания Jaguar выпустила несколько прогрессивных с технической точки зрения автомобилей. В 1957—1958 гг. вышли модели XK 150 и Mark IX, оборудованные дисковыми тормозами, усилителем рулевого управления и 3,8-литровым мотором.


В 1959 г. была выпущена модель Jaguar Mk2 с богатым списком систем оснащения, с широким ветровым стеклом и дисковыми тормозами

 

Легендарные «атвокошки»

Примечательные события произошли в 1960 г. Тогда был представлен автомобиль Jaguar XK150S с 3,8-литровым мотором. Кроме того, в часть компании попала под контроль немецкого Daimler.

В 1961 г. Jaguar выпустил автомобиль, который впоследствии стал легендарным, а также поднял стандарты спортивных моделей на новый, более высокий уровень. Таким автомобилем стал Jaguar E-Type (известный также под именем XKE). Впервые модель была представлена на женевском автосалоне, её оборудовали 3,8 — литровым мотором, а также независимой подвеской. Также к концу 1961 г. был выпушен полноразмерный седан Mark X с той же независимой подвеской.


Jaguar E-Type в трех поколениях выпускался вплоть до 1973 г. В 1971 г. на этот автомобиль был установлен прогрессивный и мощный мотор Jaguar V12

Ближе к середине 60-ых годов Лайенс ушел с поста руководителя компании Jaguar. После чего настал период реорганизации и новых союзов: Jaguar Daimler объединился с British Motor Corporation, в результате чего был основан холдинг British Motor Holding Ltd. Вскоре и он объединился с Leyland Motor Vehicle Corporation, создав новую корпорацию British Leyland Motor.


После всех реорганизаций компания Jaguar оказала в трудном финансовом положении и отказалась от производства спортивных автомобилей. Энтузиасты компании работали самостоятельно и порой тайно. Так появился Jaguar XJ13, оборудованный мотором V12. Однако успеха эта модель так и не снискала.

В 1968 г. в свет вышла модель XJ6, которая была представлена в версиях с 2,8 0 и 4,2 — литровыми моторами. Этот автомобиль считается последним творением Уильяма Лайенса. Сам же он считал модель XJ6 одним из самых удачных авто в линейке компании Jaguar. Примечательно, что вскоре после дебюта этого седана сер Лайенс (который получил этот титул за свой вклад в развитие британского автомобилестроения) окончательно покинул компанию. Бренд Jaguar перешел под руководство Лофти Ингладна, популярного гонщика, а также хорошего друга Уолли Хассана.

В начале 70-ых годов компания Jaguar выпустила новую модификация модели XJ в кузове купе. В 1975 г. было представлено купе XJ-S с 240-сильным мотором.


Jaguar XJ-S пришел на смену модели XKE, однако несмотря на свои спортивные заслуги (победы на соревновании Tranc America в 1977 и 1978 гг.) не пользовался спросом у покупателей по причине неэкономной работы двигателя (около 20 л на 100 км пути). Модель была снята с производства в 1980 г., однако, вернулась в каталог компании в середине 90-ых, когда и обрела свою популярность.

 

В составе «голубого овала»

В 1981 г. компания начала выпуск своего самого быстрого автомобиля, оборудованного автоматической КПП. Им стал Jaguar XJ-S HE, который был способен разогнаться до скорости в 250 км/ч. 1985 г. — это печальная дата в истории компании, год смерти её основателя, Уильяма Лайенса.


В 1986 г. в Европе был представлен новый Jaguar XJ-40, который в следующем году вышел на североамериканский рынок. Автомобиль был оборудован новым мотором AJ 6 объемом 2,9 и 3,6 л. Этот автомобиль был затем представлен в модификациях (которые вскоре стали отдельными моделями) XJ6, Sovereign и Daimler.

В 1988 г. было образовано новое подразделение компании — JaguarSport, которое стало работать в области разработки спортивных и передовых в техническом плане автомобилей марки. Таковым авто бесспорно являлась модель Jaguar XJ 220, которая была представлена в 1988 г. на моторшоу в Бирмингеме. Из концепта с двигателем V12 эта модель стала в 1991 г. серийным автомобилем с задним приводом и мотором V6.


Первые XJ 220 были разработаны группой инженеров- энтузиастов. Общий тираж серийной модели составил 280 единиц.

В 1989 г. Jaguar вошла с совершенно новый период своего развития, компания стала подразделением американского концерна Ford Motor. При этом британская марка не потеряла свою индивидуальность, напротив, стала представлять все более качественные и интересные модели. Так, в 1991 г. в свет вышла полностью новая линейка автомобилей Jaguar XJ-S, а с 1992 г. в Европе начались продажи модели XJ 200.


В 1993 г. вышла модель XJ 40, которая являлась модифицированным вариантом Jaguar XJ12 (в Европе — Daimler Double Six). Новинку оборудовали шестицилиндровым мотором V12

В 1994 г. в Париже была представлена новая версия Jaguar XJ с четырехцилиндровым мотором мощностью 326 л. с, которая затем поступила на все экспортные рынки компании. В 1996 г. в свет вышла модель XK8, которая оборудовалась мотором V8, пятиступенчатой автоматической КПП и эффективной подвеской с компьютерным управлением. Новинка пришла на смену купе ХJ-S.


В 2009 г. в Детройте состоялась презентация обновленной линейки XK, а в том числе и заряженной версии R, которая получила 510-сильный мотор и новую адаптивную подвеску Adaptive Dynamics.

В конце 90-ых годов компания обратила к своим «истокам» и представила автомобиль в дизайне нео-ретро. Это был Jaguar S-Type (1998 год премьеры), оборудованная моторами V8 и V6.


Вскоре вышла и «заряженная» версия Jaguar S-Type R с 400-сильным мотором.

В новое тысячелетие компания вошла, представив в 2001 г. новую модель Jaguar X-Type, которая позиционировалась как конкурент BMW 3-Series, а также Mercedes C-Classe. Британская новинка оборудовалась двигателем V6 и системой постоянного полного привода.


В 2000 г. компания представила свой роскошный F-Type, выполненный в стилистике моделей Jaguar 60-ых годов. Автомобиль в версиях купе и кабриолет, получил 4,2 — литровый 500-сильный мотор V8, который, работая в паре с автоматической КПП, разгонял авто до 250 км/ч

В 2003 г. компания дебютировала в классе автомобилей с кузовом универсал, представив на автовыставке во Франкфурте модель X-TYPE Estate, оборудованную дизельным мотором и системой полного привода. Через год в Детройте дебютировало уже третье поколение S-Type с новым алюминиевым кузовом, улучшенной внутренней отделкой и с широкой двигательной линейкой (моторы объемом от 2,5 до 3,0 л), которая включала в себя новый 2,7 — литровый, оборудованный двойным турбонаддувом дизельный агрегат.


В 2006 г. был представлен обновленный Jaguar XKR, который вышел в версии купе и кабриолета, оборудованных 4,2 — литровым 420 — сильными моторами

В 2007 г. во Франкфурте дебютировала модель заднеприводного седана Jaguar XF, который пришел на смену модели S-Type. Новая модель была выполнена в духе концепта C-XF, получила новую, секвентальную коробку передач JaguarDrive Selector и широкую линейку двигательного оснащения.


Jaguar XF выполненный в фирменной стилистике компании, оборудовался самыми мощными моторами, в том числе и 420-сильным двигателем, который ускорял автомобиль до первых 100 км/ч за 5,4 секунды

 

Кошки стали индийскими

В 2008 г. концерн Ford Motor и индийский автопроизводитель Tata Motor заключили соглашение о продаже компаний Jaguar и Land Rover. Покупка обошлась индийцам в $2,3 млрд. Данное решение было принято в силу того, что на своих крупнейших рынках сбыта, в Великобритании и в США, бренд Jaguar значительно уменьшил свои продажи и был признан американцами убыточным.

Самой значительной новинкой последнего года стал дебют обновленного Jaguar XJ, который позиционируется не только как флагман линейки Jaguar, но и как новое лицо компании. Разработанный на платформе своего предыдущего поколения премиальный седан XJ имеет широкую колесную базу, выполненный в утонченном и изысканном стиле салон, а также самой эффективное силовое оборудование.


Новый XJ стал одной из самых ожидаемых премьер 2009 г. Поклонники марки не разочаровались: компания Jaguar предложила им автомобиль, совершенный с точки зрения внешнего дизайна и технического оснащения.

Продолжая работать в области создания автомобилей премиум класса, производитель Jaguar не остается в стороне от новых тенденций в области мирового автомобилестроения. В 2009 г. компания представила любопытный концепткар Jaguar XXI Mark, оборудованный фотогальваническими панелями, которые заряжаются, поднимаясь вверх к солнцу.


Энергия солнца аккумулируются в аккумуляторных батареях, которые и приводят в действие этот удивительный Jaguar XXI Mark