Chrysler
PDF Печать E-mail
Chrysler Сайт представительства в России
http://www.chrysler.ru

 

«Качество вырастает из многих корней»

 

Американская компания Chrysler Corporation занимается выпуском легковых автомобилей марок Chrysler, Dodge и Jeep. Штаб-квартира расположена в Оберн-Хильз (США, штат Мичиган). С 1998 г. Chrysler объединилась с компанией Daimler-Benz в совместный концерн, названный Daimler-Chrysler, а в 2009 г. концерн окончательно распался.

 

История пятиугольной звезды Pentastar

 

Первый автомобиль с логотипом Chrysler появился на свет в 1924 г. На капоте модели красовалась эмблема в виде ленты, которая была украшена надписью «Chrysler» и двумя зигзагами.


Зигзаги на логотипе — это стилизованные буквы Z, размещенные на этой эмблеме в честь инженера компании Фреда Зедера

Однако очень быстро на смену ленты с зигзагами пришел другой логотип, на котором был изображен дуб, а под ним написан новый девиз компании «Качество вырастает из многих корней». Но и этот логотип просуществовал не долго, руководство компании стало использовать прежнюю эмблему с лентой.

Кардинальная смена логотипа произошла в середине 50-х годов. В 1955 г. в рамках новой концепции дизайна автомобилей, разработанной Вирджилом Экснером, была создана эмблема, состоявшая из двух поперечных шевронов. «Forward Look» («Взгляд вперед») — такой логотип имели автомобили Chrysler вплоть до начала 60-х годов.

Однако самый известный логотип Chrysler появился в 1962 г. Это была эмблема Pentastar, созданная президентом компании Линном Таунсендом.


Pentastar в первоначальном виде представлял собой вовсе не пятиконечную звезду, а 5 треугольников, вписанные в пятиугольник. До современного вида Pentastar доработал глава дизайнерского отдела Тревер Крил

 

Начало истории: 20–40 годы

 

Основателем Chrysler был Уолтер Перси Крайслер, который организовал свою компанию в 1925 г. Chrysler сформировался на базе компании Максвелл Моторс (в 1925 г. Крайслер выкупил последние акции этой фирмы), в состав которой ранее были включены «Чалмерс Мотор» и «Виллис-Оверленд».


Уолтер Крайслер был руководителем компании Chrysler вплоть до 1935 г. А свой путь в автомобилестроении он начал в 1912 г., когда познакомился с Чарлзом Нишем, главой компании Buick

Свой первый автомобиль Крайслер создал в 1924 г. Модель была названа Six и представлена в Нью-Йорке в стенах манхеттенского отеля «Коммодор».


Six выпускали с 1924 по 1930 гг. Линейка двигателей включала моторы объемом от 3 до 4,1 л.

Chrysler 70 имел не только семицилиндровый двигатель, но также и гидравлические тормоза. Автомобиль ожидал огромный успех и высокий уровень продаж, в первый же год Six был реализован в количестве 32 000 штук. В 1925 г. была выпушена также модель 58, а затем появился роскошный Chrysler Imperial.


Chrysler Imperial выпускали в период с 1926 по 1930 гг. Под капотом у этого огромного авто был 5,1- литровый 110-сильный мотор

В 1928 г. в состав Chrysler была включена компания Dodge, а вскоре были образованы бренды De Soto и Plymouth. Так и сбылись задумки Крайслера: организовать концерн, который производит автомобили всех видов и является конкурентом компании General Motors.

Сложные 30-е годы, которые в США были отмечены спадом экономики, Chrysler смог пережить благодаря Plymouth и недорогим автомобилям этой марки. Однако революционной моделью этих лет стал Chrysler DeSoto Airflow. Разрабатывая эту машину, инженеры компании создали первую в мире аэродинамическую трубу. Но все же, несмотря на свою прогрессивность, Airflow не получила признание покупателей.


Airflow стал первым в мире автомобилем с обтекаемым кузовом, который в паре сконструкцией передней подвески позволял Airflow, оснащенному 97-сильным двигателем, разгоняться до скорости в 145 км/ч


К концу 30-х годов относится выпуск Chrysler New Yorker, производство которого продолжилось вплоть до 1996 г. Этот автомобиль занял нишу между доступными моделями марки и эксклюзивными авто линейки Imperial. В середине 70-х именно New Yorker стал топовой моделью компании Chrysler

 

Годы войны и послевоенные успехи

 

То, что модель Airflow не оправдала возложенных на нее ожиданий, несколько охладило пыл Chrysler, который на некоторое время притормозил дальнейшее развитие автомобильного производства. К тому же в мире разразилась Вторая мировая война, и компания начала активный выпуск военной техники. Особо известными стали танки M3 Lee, созданные на заводе в Детройте.

В послевоенные годы компания возвратилась к масштабному производству автомобилей, а также предложила некоторые свои инновации. В 1949 г. инженеры Chrysler разработали систему дистанционного управления стартером с помощью ключа зажигания. Такая система пришла на смену электрическим стартерам с дистанционным управлением.

Продолжая наращивать свой технологический потенциал, Chrysler представил ставший в последствие широко известным V-образный восьмицилиндровый двигатель Hemmi с полусферическими камерами сгорания. Имея объем в 5,4 л этот мотор развивал до 180 л.с.


В начале 50-х годов Chrysler представил купе K-310, выполненное в традициях европейского дизайна. Автомобиль был оснащен мотором Hemmi V8 и должен был выпускаться на заводе Ghia в Италии. Однако Chrysler решил, что эта модель окажется убыточной, и дальше планов дело не пошло

В середине 50-х годов, несмотря на все усилия руководства компании, Chrysler так и не мог выйти на уровень популярности моделей General Motors и Ford. Это отставание не сумели компенсировать и выпущенные в 1957 г. модели Plymouth Fury и Imperial.


Представленная впервые в 1956 г. «Фурия» имела агрессивный и экспрессивный дизайн экстерьера и позиционировалась как дорогостоящая модель, ориентированная на увеличение популярности всего модельного ряда бренда Plymouth

В 1957 г. в свет вышла модель Flight Sweep, дизайн которой был разработан и представлен на концептуальных авто двумя годами ранее. Внешний вид серийного автомобиля разрабатывали дизайнер Chrysler Вирджил Экснер и сотрудники кузовной компании Ghia.


Элегантный дизайн модели Flight Sweep, её удлиненные линии и изящный кузов понравились покупателям, продажи компании пошли вверх

К началу 60-х годов копания оказалась в весьма неблагополучном положении: продукция автопроизводителя не пользовалась спросом, к тому же в экономике Америке продолжался период рецессии, все это и сказалось на финансовом состоянии автопроизводителя.

 

Новые попытки в 60-х годах

 

В начале 60-х годов руководство Chrysler решилось на некоторые шаги, которые должны были улучшить состояние компании. В частности, к середине 60-х американский автопроизводитель приобрел большую часть европейской компании Simca, а также часть акций английской фирмы Rootes. В последствие был образован европейский филиал — Chrysler Europe. Также в этот период была сформирована компания Chrysler Australia Ltd., где в период с 1956 по 1963 гг. осуществлялся выпуск моделей Royale в оснащении с 5,0-литровым двигателем V8.

В 60-е годы Chrysler раньше, чем Ford и GM, разработала новую конструкцию — несущий кузов. Также Chrysler выпустил ряд удачных моделей. К числу таковых относится компактный автомобиль Valiant. Линейка этих автомобилей стала набирать свою известность ещё с конца 50-х годов. Вскоре Valiant стал даже отдельной автомобильной маркой, но в США модели с таким названием продавали под брендом Plymouth.


Выход в 1961 г. модели Valiant на авторынок США позволил Chrysler повысить свою популярность и увеличить доходы

C 1964 г. Chrysler начал производство знаменитого мускулкара Plymouth Barracuda, который позиционировался как конкурент успешному Ford Mustang. Эту модель компания выпускала до 1974 г.


Первые модели Plymouth Barracuda базировались на платформе Valiant и оснащался шестицилиндровыми двигателями Slant-6 мощностью 145 л.с.


К концу 60-х годов относится также выход модели Plymouth Road Runner, реализованной на базе автомобиля Beleverde. Road Runner был классическим мускулкаром, быстрым в движении и недорогим по стоимости. Для рекламы Road Runner компания Chrysler выкупила у Warner Bros за $50 000 права на использования мультипликационного героя, птички Road Runner

 

Очередной кризис и новые проблемы

 

70-е годы стали для Chrysler периодом новых успехов и очередного кризиса. В начале нового десятилетия компания направила крупные инвестиции на развитие линейки полноразмерных автомобилей. Однако нефтяной кризис помешал планам Chrysler: популярность больших и неэкономичных моделей падала, большим спросом стали пользоваться компактные авто. Линейку роскошных Imperial пришлось снять с конвейера. В 1975 г. начался выпуск Chrysler Cordoba, которая оснащалась моторами объемом 3,7 и 5,2 л (90 и 120 л.с.). Автомобиль оказался коммерчески успешным, позволил Chrysler войти на рынок эксклюзивных авто и на некоторое время улучшил положение автопроизводителя.


Рекламировал модели Chrysler Cordoba известный мексиканский актер Рикардо Монталбан, ставший лицом этого американского авто


Большие надежды Chrysler возлагал и на модель Horizon, которая была в 1977 г. разработана европейским филиалом компании. Автомобиль позиционировался как народное, широкодоступное авто и продавался в Европе до конца 80-х годов под брендами Chrysler, Simca и Talbot. Однако в середине 70-х Horizon не принес Chrysler ожидаемого успеха, и по причине мирового топливного кризиса модель так и не стали ввозить на рынок США

Серьезный кризис в середине 70-х переживало европейское подразделение Chrysler, которое в 1978 г. попало под контроль компании Peugeot S. A. Австралийский филиал Chrysler был приобретен Mitsubushi Motors. К концу 70-ых годов над американским производителем нависла угроза банкротства: продажи падали, а быстро перейти на сборку компактных авто Chrysler не удавалось. В 1979 г. руководство компании обратилось к правительству США с просьбой о предоставлении кредита в размере $1 млн. Вскоре совместно с Mitsubushi Motors Chrysler основал компанию Diamond Star Motors, которая позволила американцам укрепить свои позиции в сегменте компактных авто.

В конце 80-х произошло другое примечательное событие: Chrysler выкупил компанию AMC (American Motors Corporation) и входящий в её состав бренд Jeep. AMC по решению Ли Якосса была переименована в компанию Eagle, которая вскоре прекратила свое существование, так как популярность модели Jeep начала резко расти.

 

В союзе с Daimler-Benz

 

Начало 90-х годов ознаменовалось возвращением американского автопроизводителя на рынки Европы. Свое производство Chrysler открыл в Австрии, так же компания успешно продавала на авторынке Англии праворульные Jeep.


К числу моделей, которые Chrysler успешно продавал в 90-ые годы на рынке США, относится пикап Dodge Ram, составивший серьезную конкуренцию моделям Ford и Chevrolet


Знаменитая «гадюка», Dodge Viper, была представлена в 1991 г. Автомобиль быстро получил славу мощного и скоростного авто, сменил несколько поколений и стал иконой бренда Dodge


С 1993 г. под маркой Eagle выпускался полноразмерный Chrysler Vision (имя для европейского рынка)

В середине 90-х Chrysler выпустил несколько новых моделей, а также обновил уже существующие автомобили. Так в 1995 г. вышел в свет Chrysler Voyager второго поколения.


Самые первые модели Voyager появились ещё в начале 80-х годов, они стали востребованными также и на внутреннем рынке, где в топовой версии продавались под именем Chrysler Town&Country


Модель Stratus компания представила в 1995 г. Полноразмерный седан, реализованный на базе Chrysler JA, выпускался до 2006 г.

Также в середине 90-х годов в производство вышла модель Chrysler Sebring первого поколения, которая в 2000-х годах была продана компании ГАЗ, начавшей выпускать на платформе этого седана модель обновленной Волги.


Sebring первого поколения стал донором Volga Siber

Безусловно, центральным событием 90-х годов для Chrysler стало слияние с Daimler-Benz. Американский автопроизводитель выкупил в 1998 г. немецкий концерн, в результате чего был образован Daimler-Chrysler AG, а сам Chrysler затем был переименован в DaimlerChrysler Motors Company LLC. Несмотря на договоренности, после слияния Daimler занял доминирующую позицию в данном союзе. Альянс двух крупнейших автопроизводителей окончательно распался в 2009 г., когда Daimler продал свою оставшуюся долю в концерне частному фонду Cerberus Capital Management.

Во второй половине 90-х в рамках нового сотрудничества Chrysler выпустил ряд новых моделей:


Chrysler PT Cruiser появился впервые в 1999 г. на автовыставке в Детройте. Особому коммерческому успеху этого автомобиля способствовал его оригинальный дизайн, выполненный в стилистике неоретро, просторный салон и разнообразное количество модификаций


Chrysler Crossfire дебютировал в виде концептуального авто в 2001 г. В серийной виде автомобиль показали в 2003 г. Модель была выполнена в модной стилистике неоретро и во многом повторила концепцию автомобилей Mercedes

Фурором стало появление на автосалоне в Нью-Йорке в 2003 г. Chrysler 300C, который поднял на более высокий уровень требования к автомобилям класса люксовых полноразмерных седанов.


300C отличается респектабельным внешним видом, огромным и комфортабельным салоном, мощным двигателем и отличными динамическими характеристиками

 

Настоящее время: вновь под угрозой банкротства

 

В настоящее время Chrysler, один из трех столпов американского автопрома, вновь под угрозой разорения. Мировой финансово-экономический кризис, снижение спроса на продукцию компании, а также большие кредиты заставили Chrysler просить помощи у американского правительства. Итогом многомесячных переговоров стало решение о добровольном банкротстве. 4 мая 2009 г. работа заводов компании была остановлена, производство вновь будет запущено после проведения процедуры банкротства. В ближайшее время компанию реструктуризируют, возможно, что после этого Chrysler создаст новую компанию в союзе с FIAT.

Ещё до того, как правительство США настояло на начале процедуры банкротства, Chrysler, пытался найти свой «спасательный круг» в новых разработках. Так в 2009 г. на автосалоне в Детройте был представлен автомобиль Chrysler 200C Concept.


Концепткар гибридный привод. Суммарная мощность двигателей модели достигает 268 л.с. Но пока можно только надеется на то, что Chrysler 200C Concept станет серийным авто, а знаменитые модели марки не уйдут в историю, после того, как автогигант проведет процедуру банкротства и реструктуризации